Музей истории города-курорта Сочи (до 1980 г. - «Краеведческий»)


Создан в 09.07.1920 г. на основе коллекций Кавказского горного клуба и является одним из старейших учреждений культуры города. Здание музея возведено в 1936 г. в период первой генеральной реконструкции Сочи как общеобразовательная школа и отражает стилевые особенности сочинских архитектурных сооружений того периода. Детали архитектурной пластики, симметричное решение, стройные пропорции колоннады коринфского ордера и ионических псевдоколонн характеризуют стиль неоклассицизма, к которому можно отнести это здание. Подобные сооружения составляли архитектурный фон застройки и облик Сочи 1930-х годов, утраченный в настоящее время. Здание входит в число немногих сохранившихся построек Сочи, отражающих то своеобразие и культуру градостроительства, которые были присущи тому времени.

В фондах музея хранится более 100 тысяч экспонатов, ежегодно он обслуживает всеми формами научно-просветительной работы около 120 тысяч человек.

В 2006-2009 гг. в музее построена новая экспозиция, состоящая из 14 залов общей площадью более 700 кв. м. Она отражает историю Черноморского побережья Кавказа и г. Сочи с древнейших времен до современности.

Зал «Археологические памятники Сочинского региона» включает редкие находки от древнекаменного века до средневековья. Это орудия труда древнего человека (палеолит), античные золотые украшения из погребений, серебряная посуда (I-IIвв.),  византийские монеты и предметы ранне-христианской культуры (VI-VIII вв.). Экспонаты более позднего времени – оружие, военное снаряжение, одежда, кухонная утварь отражают историю и быт коренного населения Сочи – адыгов.


Самыми ценными предметами археологической коллекции музея являются предметы из клада, состоящего из более чем двухсот золотых предметов, найденный в октябре 1960 года при рытье котлована под здание дома отдыха Магаданского обкома профсоюзов (ныне санаторий «Магадан»). Это женские украшения греческого и скифского производства: фрагменты ожерелья, броши, медальон-подвеска, кольцо, два золотых флакончика и т.д. Все найденные предметы отличаются высоким художественным мастерством исполнения. Использованы разные ювелирные приёмы – чеканка, литьё, филигрань, чернь, разноцветная инкрустация.




Сочинский художественный музей


Музей является правопреемником Выставочного  зала изобразительного искусства гор. Сочи, учрежденного в соответствии с Постановлением Совета Министров  РСФСР в 1971 году. Здание, в котором находится Сочинский художественный музей, по праву считается не только градообразующим началом центра города, но и главным его памятником архитектуры  1930-х    годов. Здание было построено по проекту академика архитектуры И.В. Жолтовского в 1936 году и долгие годы здесь находился Сочинский горком КПСС.  Статус художественного музея было получено в 1988г.

Среди коллекций музея особый интерес представляют коллекции античного серебра и холодное оружие II-I вв. её основой является так называемый Мзымтинский клад, найденный «чёрными» археологами в 1997г. - уникальный комплекс, включающий произведения художественной торевтики позднего эллинизма и начала римского времени.


В составе Мзымтинского комплекса было найдено оружие – мечи, выполненые по сарматскому образцу: круглые навершия рукояток, длина лезвия - более 70 сантиметров,  в отличие от коротких скифских акинаков. Помимо предметов воинского снаряжения – в том числе шлема с нащечниками на петлях, как носили римские легионеры, – на раскопках был найден округлой формы котел для приготовления пищи.

Наиболее интересной и ценной частью Мзымтинского клада являются изделия из серебра  -  чаши-фиалы, фалары, фрагмент украшения  -  круглая пластина, и литые ручки от чаш.

Декорированные роскошным рельефным убранством чаши-фиалы отличаются высоким художественным уровнем исполнения и ярко выраженной индивидуальностью. Чаша с листьями аканта и водяных лилий в своем декоре подчиняется строгому авторскому замыслу:  в центре, на днище чаши помещен цветок лотоса, из которого вырастают чередующиеся зубчатые и гладкие листья.  Между ними  вьются стебли цветущих растений, заплетаясь в гибкие узоры.  Четкая симметрия  нарушается изображениями  порхающих или поющих среди цветов птиц, ящериц и насекомых. Среди них мы можем увидеть бабочку,  символ пробуждающейся природы, традиционно связанную с богиней Персефоной, и цикаду, которая у греков была посвящена Аполлону и музам.


Более лаконичный растительный орнамент украшает вторую чашу. Ее дизайн  состоит из виноградной лозы, опоясывающей верхнюю часть сосуда, и свисающих с нее листьев. Поддон у этой чаши отсутствовал. По всей видимости, у  чаши имелась ручка – возможно, одна из тех, что были обнаружены в том же Мзымтинском комплексе. Особенно примечательна ручка от сосуда в виде головы барана; изделие отличается изяществом и совершенством пластического решения.

Самой нарядной из трех мзымтиских  чаш-фиал является чаша с женскими фигурами и эротами. Выступающие женские фигуры на сосуде не повторяют друг друга; среди причудливо извивающихся растений на противоположных сторонах  чаши прячутся  маленькие Купидоны: у одного около ног находится собака, у другого в руке рог или ритон. Декоративные элементы сочетаются между собой с живой непринужденностью, вместе составляя органически целостный образ.

Большой интерес представляют серебряные фалары – круглые бляхи, украшавшие сбрую коня. В эпоху римской империи фалары были знаками воинского отличия – ими награждались не только отдельные солдаты, но и целые воинские подразделения. Фалар с изображением Сциллы соответствует стилю позднего эллинизма.  В центре сюжета – убивающая моряков  Сцилла, когда-то превращенная Цирцеей из красавицы - нимфы в чудовище с песьими головами вместо ног. Рельеф заполняет почти все поле фалара, высоко обрисовывая прекрасный женский торс в центре. Округлая пластика форм идеально вписывается в формат изделия.

Обновлено (22.11.2012 11:01)