Торик (г.Геленджик)

Годом основания Геленджика считается 1831 год, когда генералом Е.А.Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая в период военной колонизации Черноморского побережья являлась опорным пунктом русских войск и базой отряда военных кораблей Черноморского флота. После окончания Кавказской войны в 1864 г. военное укрепление превращается в станицу Геленджикскую в составе Шапсугского берегового батальона. В 1870 г. станица была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение

Как лечебная местность и курорт, Геленджик стал привлекать внимание в конце XIX века. Чудесный климат этого уголка, удобная бухта привлекали внимание интеллигенции и средней буржуазии как место летнего отдыха, и на рубеже веков район Геленджика стал интенсивно застраиваться частными дачами.


В 1915 году вышел правительственный указ, согласно которому селение Геленджик было преобразовано в городское поселение. В 1900 году на берегу бухты открывается первый частный санаторий. В 1901 году было организовано общество содействия благоустройству курорта Геленджик. А в 1907 году побережье Геленджикской бухты официально стало курортным местом. В 1913 году открыт санаторий для детей, больных костным туберкулезом.

В 1915 году Геленджик получил статус города. В течение всего 20 в. Геленджик продолжал развиваться, прежде всего, как курорт и как район горного садоводства и виноградарства.

Но территория современного Геленджика и его ближайших окрестностей были заселены с древних времён. Племена эпохи бронзы увековечили себя грандиозными погребальными сооружениями из каменных плит – дольменами. Дольмены – мегалитические гробницы, уникальные памятники прошлого, оставленные нам народами Кавказа. Их строительство началось на рубеже IV-III тысячелетий  до  н.э.


В IV в. до н.э. на берегу Геленджикской бухты, в районе Тонкого мыса, греками было основано поселение Торик. Первое упоминание о нем содержится в перипле греческого путешественника и географа IV в. до н.э., Псевдо-Скилака: «За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью...».

Греческие авторы перечисляют племена, жившие на территории Геленджика в VIII - VI в.в. до нашей эры. В районе Геленджикской бухты - тореты, севернее её - керкеты, а южнее - ахейцы (протогреческое племя).

Очевидно, в Торике была и какая-то часть скифского населения. О пребывании здесь скифов говорит название одной из самых красивых гор неподалеку - Папай. Это скифский бог. Он был олицетворением великого синего неба и создал землю и первых людей. Он же подарил людям первые орудия труда и научил их трудиться. Скифы почитали Папая как священного предка - прародителя. Он был мужем богини Апи. От их супружеского союза произошли многие другие боги и герои. Апи была богиней земли и воды. Ее скифы изображали в виде женщины с ногами переходящими в змей или в побеги растений. Она была также владычицей подземного мира, куда попадали все умершие. На некоторых изображениях она держит в руке человеческую голову, как символ своего загробного владения.

Существует несколько версий происхождения жителей Торика. Согласно одной версии, основателями были ионийцы. По другой версии, переселенцы были из Аттики. На аттическом побережье существовал город Торикос, основанный в VII в. до н.э. Возможно, по названию метрополии была названа и колония на берегу Геленджикской бухты.


Основание колоний в Северном Причерноморье шло двумя путями: южным и северо-западным. Колонисты, основавшие Торик, пришли, скорее всего, южным путем, который был более древний и короткий (Он восходит еще к путешествиям аргонавтов за золотым руном в страну Эю (Колхиду). Древнегреческий Торик играл большое значение как перевалочный порт по пути следования греческих кораблей к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу).

Видимо, жители Торика первоначально занимались необходимым ремонтом и оснащением проплывающих судов. Ведь, двигаясь южным путем, колонистам негде было укрыться от штормов, пополнить запасы воды и еды, т. к. между греческими колониями Фасис (Поти) и Ториком не было ни одного крупного греческого поселения.

Основная часть переселенцев была, видимо, ремесленниками, которые занимались металлообрабатывающим производством. Помимо металлообрабатывающего производства колонисты занимались еще и гончарным. Но основу экономики античного Торика составляла торговля: из материковой Греции и метрополий везли вино, оливковое масло, светлоглиняные и красноглиняные чаши (типа лутериев), чернолаковую и краснолаковую керамику. Из Торика же поставлялась в метрополии древесина и рабы.

Занимались местные жители и земледелием, но в очень ограниченном количестве: горная местность не подходила для этого вида деятельности.

В быту жители пытались следовать привычному для античных греков образу жизни. Обстановка в комнатах была скромной. Столы, лежанки, лари были сложены из местного камня. Мебель была примитивна. Часто мебелью служили плоские каменные плиты, из которых делали лежанки, а также приспосабливали под каменные столики. Сооружались в комнатах очаги из камня и глины, которые помимо культового значения служили для обогрева и приготовления пищи.

К сожалению, при археологических раскопках поселения пока не было найдено ни одной скульптуры или статуэтки с изображением богов. Не обнаружены пока и руины храмов. Тем не менее, каменные вымостки, рядом с которыми располагались очаги, служившие алтарями и жертвенниками, а также маленькие чашечки, найденные при раскопках, имели ритуально-культовое назначение: жертвенное возлияние молока, смешанного с медом, или вина, разбавленного водой.

Переселенцы привезли в колонии культы богов, своих покровителей. Если Торик основали ионийцы, то их покровителем мог быть Аполлон.

Помимо культа Аполлона, вероятно, исповедовался культ женских божеств: культ богини Кибелы, Великой матери богов, покровительницы благосостояния поселений и городов. В Торике, очевидно, почитали и Афродиту.

Древний Торик погиб в огне пожарища в середине V в. до н.э. Возможно, это случилось после набега варварских племен.

Возможно, поселение просто утратило свое значение, когда своё значение утратил южный маршрут из-за его опасности. Античный географ и историк Страбон рассказывает: "За пределами Синдикии и Горгиппии - вдоль моря, на гористом берегу почти без бухт, составляющем часть Кавказа, обитают ахеяне, зихи и гениохи. Все они живут морским разбоем. У них имеются маленькие галеры, легкие и изогнутые, вмещающие двадцать, редко тридцать человек. Греки называют эти галеры камарами (камар - "крытая лодка"). Образуя флотилию из этих камар, они, то нападают на суда, нагруженные товарами, то подплывают к берегам какой-либо страны или города, господствуя, таким образом, над морем. Так же они поступают повсюду, где причаливают, так как им хорошо известны все эти лесистые местности; спрятав свои камары, они бродят пешие ночью, а иногда и днем, для того, чтобы захватить пленников, за которых можно легко получить выкуп; прежде чем удалиться, они дают знать всем потерпевшим, какую добычу они с собой унесли..."

Поэтому маршруты кораблей были изменены. Постепенно все большее значение приобретал северо-западный путь, более длинный, но безопасный. Удаленность от северо-причерноморских городов-полисов, уменьшение объемов экспортируемой продукции, агрессивное поведение местных племен и вооруженные столкновения с ними колонистов - все это в совокупности предопределило гибель Торика.


Позднее, в римскую эпоху, город возродился в районе Геленджикской бухты. В письменных источниках упоминается гавань Пагры, сменившая древнегреческую колонию Торик. Пагры упоминаются у позднеантичных авторов. Окончательно этот город прекратил своё существование в I в. н.э.

Долгое время о Торике и его окрестностях было известно только по письменным источникам. Этот район, к сожалению, слишком поздно привлек внимание ученых, хотя и был давно доступен для них. Античные же памятники этого района долгое время были известны в основном по случайным и находкам монет, обломков амфор, чернолаковой и другой посуды.


Основным местом в Геленджикской бухте, где постоянно находят античную керамику, главным образом эллинистического времени, является сильно разрушающийся берег моря в районе курортного городка. В 1965 г., проведённые в этом месте раскопки показали достаточно мощные культурные напластования, но только эллинистического времени, и каких-либо строительных остатков они не содержали.

В 1966 г. Новороссийско-Геленджикская экспедиция провела разведку античных памятников на северо-западных окраинах Геленджикской бухты, в районе Голубой бухты и в бассейне впадающей в нее реки Ашамбы, а в 1971 г. – пробные раскопки поселения, расположенного на территории современного поселка Кабардинка к северу от Геленджика. В том же году в окрестностях Геленджикской бухты было открыто античное поселение и на Тонком мысу этой бухты, напротив гостиницы «Чайка» и соседнего с ней жилого дома № 2 по улице Советов.

Здесь, в обрыве берега, был обнаружен культурный слой поселения. Несмотря на обилие камня-щебенки, в нем удалось также заметить разрушенную каменную стену. Внешний вид поселения, расположенного на скалистом грунте, в устье небольшой речки, представлял возвышенное плато, выступающее небольшим мысом к морю. На его поверхности были хорошо видны валообразные холмы, образовавшиеся над развалинами древних построек.

Археологические работы на этом поселении показали, что его границей являлись уже упомянутые валообразные холмы, образующие с береговой линией прямоугольные очертания сохранившейся территории поселения площадью свыше 1500 кв. м. Под этими холмами отмечалась наибольшая глубина залегания культурного слоя, который содержал строительные остатки. Было установлено также, что обследованное поселение представляет однослойный памятник VI-V вв. до н.э.


Все эти данные не вызывали сомнения в необходимости дальнейших активных раскопок геленджикского поселения. В результате работ в Геленджикской бухте удалось спасти остатки античного поселения. Обнаруженные на этом поселении строительные остатки представляют юго-западную половину одного большого каменного здания, принадлежавшего античному Торику.

С находками античного Торика можно познакомится в зале археологии Геленджикского историко-краеведческого музея.

Музей в г. Геленджике "рождался" трижды.

18 июля 1909 г. дачевладельцы Тонкого мыса открыли "Естественно-исторический музей". Начало музею положили археологические коллекции профессора В.Б.Саханева, которые помещались в сторожке Михаила Михайловича Рейнке. В 1912 г. на выставке "Кавказская Ривьера" в Петербурге музей Геленджика за выставленные археологические коллекции был удостоен диплома и золотой медали.

В 1913 г. из-за отсутствия помещения музей был закрыт.

В 1920 г. по инициативе М.М.Рейнке музей возрождается под названием "Музей природы и истории". В годы Великой Отечественной войны музей был разрушен.

А с мая 1949 г. музей разместился в помещении бывшей школы, по ул. Ленина, 23, где и находится в настоящее время.

В связи с тем, что раскопки Торика ведутся относительно недавно и не очень активно, а также с тем, что, очевидно, большая часть города уничтожена морем, пока не найдено прямых свидетельств того, что здесь проходили спортивные состязания. Но найденные остатки алтарей и свидетельств существования здесь культов Аполлона и Афродиты, говорят о том, что и здесь, как во всех греческих колониях, проходили праздники, посвящённые этим богам, которые не могли не сопровождаться теми или иными состязаниями. И доказательства этому, думаем, скоро будут найдены.