Первую музейную экспозицию в Азове открыли в 1917 году благодаря деятельности общества «Народное просвещение» и его председателя Михаила Макаровского. Но просуществовала она не долго. Первая попытка возродить музей был предпринята в 1935г., когда горсовет Азова принял решение о создании районо-краеведческого музея. Под музей было выделено небольшое помещение бывшей аптеки Чекунова на улице Ленинградской, 39, в котором он и был открыт 6 ноября 1937 года. Но все предвоенные и послевоенные годы музей влачил достаточно жалкое существование. Второе рождение он получил в 1960г. А с 1975г., когда музею было передано здание памятника архитектуры в самом центре города, построенного в 1892г. по проекту архитектора Ф.Н. Гаузенбаума, он стал особенно интенсивно развиваться.

В настоящее время он, несомненно, является одним из крупнейших музеев-заповедников на юге России. Палеонтологическая коллекция музея является самой крупной на юге страны, а палеонтологическая экспозиция самой интересной, в ней в том числе представлены уникальные экспонаты – динотерий и кавказский эласмотерий.

Музей располагает богатейшей археологической коллекцией, сформированной на основе сборов и раскопок на территории самого г.Азова, таких археологических памятников как Подазовское и Крепостное городища, Азак-Тана, турецкий Азов, а также раскопок курганов в Азовском районе, по всей ростовской области, раскопок и сборов на разновременных поселениях и грунтовых могильников в дельте р.Дон коллекция ежегодно пополняется. Она насчитывает около 75 тыс. предметов. Хронологические рамки хранящихся в фонде предметов охватывают от 150 тыс. лет до н.э. до XVIII в. Сегодня археологический фонд музея стал источниковой базой научных исследований ученых не только Ростовской области, но и страны в целом.

Одно из самых значительных по численности – археологические коллекции из раскопок кочевнических курганов – представлено хронологически разновременными памятниками материальной культуры, ярко иллюстрирующими ямную, катакомбную, срубную, скифскую, сарматскую и печенежско-половецкую культуры, т.е. хронологический период от III тыс. до н.э., до сер. II тыс. н.э.

Наиболее ценные находки можно увидеть в экспозиции «Сокровища кочевников Евразии».


Погребения скифского периода отличаются необычайным обилием золотых и серебряных вещей. Золотом обшивались головные уборы, одежда, пологи, покрывавшие погребённых. Золотые шейные гривны, браслеты и кольца украшают мужчин и женщин. Масса ювелирных, часто очень тонких вещей сопровождают в гробницу женщин – ожерелья, серьги, браслеты, височные подвески, кольца. Помимо украшений, среди женских савроматских и раннесарматских погребений (IV в. до н.э.) встречалось оружие и предметы жреческого культа. Археологические раскопки подтверждают сведения античных авторов о том, что женщины того периода были воинственны, наряду с мужчинами принимали участие в войнах и совершали жертвоприношения.


Богатейшую коллекцию фонда музея составляют находки из погребений кочевников-сарматов. Материал по культуре и искусству сарматского периода - основа музейного собрания.

Сменив в III в. до н.э. на исторической арене скифов, сарматы господствовали в Евразийской степи на протяжении семи веков. Они создали тяжёлую конницу – прообраз рыцарства. Военная история и воинская слава сарматов получила всемирную известность. Для экспозиции выполнена реконструкция сарматского костюма I – III вв. н.э. В коллекции преобладают комплекты женского костюма, причём наиболее яркие образцы относятся к середине II – середине III вв. н.э.

Восстановлен удивительный комплекс сарматского воина – прекрасный кинжал в золотых ножнах, золотые фалары, браслет и нарядная конская сбруя. Меч из этого комплекса является произведением высокого искусства. В комплексе обнаружены уникальные детали конской упряжи, дающие представление об эволюции конского снаряжения в сарматскую эпоху. Весь набор – редкие, необычайно красивые произведения искусства. В тайнике найдены золотые пластины восьми типов, общее количество которых в комплексе составляет более пятнадцати тысяч. В древности пластины были нашиты на основу, истлевшую за два тысячелетия, и составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать. Вероятно, это была попона – накидка на лошадь. Реконструкция, представленная в экспозиции, выполнена из 10860 мелких золотых пластин и является наиболее полной.

В погребениях сарматской знати встречаются иноземные изделия, в том числе металлическая посуда римского и средиземноморского происхождения, которая нередко составляет целые сервизы. Два таких сервиза представлены в экспозиции. Серебряный кувшин, украшенный мифологическими сценами, не имеет даже отдаленных аналогов в сарматских погребениях и памятниках Северного Причерноморья.

В результате постоянных интенсивных раскопок на территории города коллекция археологических экспонатов постоянно увеличивается, открывая все новые тайны истории Азова. Археологические находки и обстоятельные исследования по проблемам истории и археологии Подонья-Приазовья регулярно публикуются в научных сборниках Азовского музея-заповедника.