Азов (Паниардис и Патарва)

Первое письменное упоминание поселения, существовавшее на месте современного Азова относится к 1067г. Тогда это поселение, основанное славянами, очевидно, на рубеже IX-X вв. и  входившее в состав Тмутараканского княжества, было захвачено половцами.


В XIII в., когда Приазовье было захвачено моногло-татарами здесь возник г.Азак. существует несколько версий происходния названия города. По одной из них он получил его, потому что в этих местах был убит половецкий князь Азун. По другой – от тюрского топонима «азак» - устье реки или низменная болотистая местность. Рядом с Азаком скоро появилась генуэзско-венецианская город-фактория Тана, со своей хорошо укреплённой крепостью. Вначале крепость была общей. Но из-за частных конфликтов между генуэзцами и венецианцами, венецианская колония получила свою отдельную крепость, а старая осталась за генуэзцами.

Период Азака-Таны был, пожалуй, «золотым веком Азова. Тогда этот город-крепость был, как бы мы сейчас сказали, особой экономической зоной со своим эмиром, наместником золотоардынского хана. Город был третьим в Золотой Орде по размерам и богатству, уступая только столице Сараю и Сарай-Ал-Джетит. Он был крупнейшим центром международной торговли того времени, «мегаполисом средневековья» с населением более 30 тыс. Всё это благодаря тому, что Азак-Тана занимал одно из ключевых мест на знаменитом «Шёлковом пути».  Кроме того через него шел и другой путь - из Москвы, Булгара и Сарая по Волге и Дону в Константинополь.


Город был многонациональным, здесь жили бок о бок мусульмане, язычники-шаманисты, католики и православные. Здесь был свой монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро в слитках, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из России отправляли зерно, воск, мед, сало, кожи, лен, лес, шкуры, нефть, газ. Из стран Востока везли шелк, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши, оргтехнику. В городе было много ремесленников. Современники отмечают, что город был очень красив. Историки предполагают, что дворец правителя Азака находился на территории современного стадиона и плавательного бассейна.

Город несколько раз разрушался, наиболее сильно при захвате его Тамерланом в 1395г. Но всегда быстро восстанавливался. После распада Золотой Орды Азаком-Таной в 1457г. овладевают турки. Азов становится турецким на целых два века.

В XVII в. с Азовом связаны уже два одних из самых ярких событий российской истории – Азовское осадной сидение 1641г. и Азовские походы Петра I 1795, 1796гг.


В XVIII в, после того, как Приазовье окончательно входит в состав России и её южная граница отодвигается дальше на юг, азовская крепость утрачивает своё значение и Азов на долго становится заштатным провинциальным городишком, хотя какое-то время – 1775-1782гг., - был центром Азовской губернии. В же XIX веке Азов являлся  уже простым посадом Екатеринославской губернии.

Только со строительством железной дороги – первый поезд в Азове встретили только в 1910г, - жизнь в городе оживает. С 1926г. Азов вновь становится городом.

Но свой новый рассвет город переживает после строительства Волго-Донского канала в 1952г. Азов становится портом пяти морей, быстрыми темпами развивается промышленность - машино- и судостроение, легкая и пищевая, - и капитальное строительство.

Последние годы идут масштабные работы по расширению и модернизации азовского порта. Развитее города как крупного международного порта и торгового центра является одним из приоритетов современного Азова.


Но история Азова уходит своими корнями гораздо дальше в глубь веков, чем Азак-Тана или тмутараканское селение.

Нижнее Подонье­, находящееся на пересечении сухопутных и водных путей, с его плодородными пастбищами, обилием дичи и огромных запасы рыбы сделали эту местность цивилизационным центром, куда стремились все. Поэтому округа современно Азова была уже достаточно плотно заселена уже в начале бронзового века. Здесь находят много погребений ямной культуры, относящейся к этому периоду. Несколько лет назад была найдена уникальная находка - человеческий череп с результатами трепанации. Сглаженные заросшие края отверстия говорят о том, что операция прошла успешно. Находка, свидетельствующая об уникальном искусстве древних нейрохирургов относят к середине третьего тысячелетия до нашей эры.

Некоторые исследователи полагают, что здесь в районе Азова находилась легендарная прародина викингов АзГард или АсХов – «Город Богов». И даже Один, один из главных богов пантеона викингов, - родом из этих мест. Чтобы найти свидетельства этой гипотезы в Азов даже приезжал Тур Хеейрдал. Но достоверных свидетельств этой гипотезы пока не найдено.

Реальные же археологические находки свидетельствуют о том, что здесь с VI в. до н.э. здесь были многочисленные кочевья сначала скифов, потом сарматов. На правом берегу Дона, напротив Азова, было открыто захоронение, где были погребены скифские цари, вожди и воины, рабы. Обнаружено множество украшений, посуды, оружия.

А в I в до н.э. здесь возникли два греко-меотских поселения, которые носили названия Паниардис и Патарва, о которых писал Клавдий Птолемей во втором веке нашей эры. Археологи отождествляют Паниардис с Крепостным, а Патарву с Подазовским городищем. Их основали земледельцы-миоты, которые пришли на эти земли из Прикубанья. Сюда их, видимо, переселило Боспорское правительство для того, чтобы создать вокруг Танаиса буферную зону. Эти поселения находилось на возвышенном мысе и были окруженывалами и рвами.

Внутри поселения люди жили в турлучных хижинах, сделанных из прутьев, обмазанных глиной. Большое значение для их жителей имела ловля рыбы. Но основным их занятием было земледелие. Они выращивали зерно, лен, чечевицу и продавали их греческим купцам. Эти поселения находились в экономической и политической зависимости от Танаиса. Танаис назначал сюда администрацию и полностью руководил поселением. Своё существование они прекратили в III в. н.э.

Оба городища ещё очень слабо изучены и подверглись серьёзным разрушениям, одно во время строительства города, другое – когда строилась железная дорога. И это разрушение продолжается несмотря на охраняемый статус объектов культурного наследия. Но недавно на могильнике крепостного городища археологи обнаружили жертвенную яму с очень интересными находками. Это даёт надежны предполагать, что может быть найдены и остатки храма или святилища.

Но в любом случае, очевидно, что жители Паниардиса и Патарвы, которые были по сути, как бы мы сейчас сказали, «административными единицами» Танаиса (Паниардис с Патарвой и Танаис располагались, практически напротив друг друга по разным сторонам дельты реки на расстоянии не многим более 15 км.), принимали активное участие в религиозной и культурной жизни Танаиса, проходивших там праздниках и состязаниях, в том числе в Празднике реки Танаис.