Среди уникальных находок, найденных при раскопках кургана Хохлач, для нас особый интерес представляет Диадема.

Диадема принадлежала, по всей вероятности, жрице богине Богине-Матери или Богине-Земли. Она надевалась при выполнении религиозных обрядов в особо торжественных случаях.

Диадема изготовлена из двух тонких листов золота. На концах её основания имеются две проволочные петли, вероятно, для лент или шнурка, завязывавшихся на затылке. По сторонам расположены большие овальные гранаты, а также вставки из красного, фиолетового и зелёного стекла прямоугольной и овальной формы. В промежутках помещены фигуры птичек, инкрустированные бирюзой и кораллом. По краю диадема орнаментирована ободками из золотых бус, жемчужин и двойных бляшек. Снизу на тонких проволоках – продолговатые подвески с шестилепестковыми розетками. Над основанием размещены фигуры оленей и козлов, стоящих среди деревьев, а ближе к концам – фигурки птиц. Вся центральная часть композиции первоначально состояла из шести фигур животных и семи деревьев. В настоящее время сохранилось только два дерева, два оленя и козёл, а также по две птицы с каждой стороны. Интересно отметить, что как деревья, так и фигуры животных съёмные, на стержнях, а лепестки прикреплены к веткам на тонких петельках. При каждом повороте головы человека, надевавшего диадему, они приходили в движение и как бы оживляли композицию. Вся диадема выполнена в полихромном стиле, который появился в Северном Причерноморье ещё до нашей эры и достиг наиболее пышного расцвета в первые века нашей эры. Для этого яркого и эффектного стиля особенно типично украшение изделий разноцветными вставками граната, сердолика, а несколько реже бирюзы и кораллов. Употреблялись также и стеклянные вставки, чаще всего из красного стекла, имитирующего гранат.


В центре диадемы помещён бюст женщины, одетой в античный хитон, сделанный из двухцветного натурального камня (сероватого кварца, переходящего в тёмно-фиолетовый аметист).

Многие исследователи полагают, что это змееногая богиня Апи, одна из самых почитаемых богинь самых разных народов Причерноморья и Приазовья в течение многих веков, в том числе и среди греческого население колоний Северного Причерноморья и Приазовья, у которых она по свидетельству Геродота отождествлялась с Геей или Афродитой Уранией. При этом её культ был тесно связан с не менее почитаемым здесь варваризированным культом Геракла. И среди местного населения – как греческого, так и варварского, в течение многих веков был широко распространён миф о интимной связи Апи с Гераклом, с которым связана история зарождения состязательной культура народов Северного Причерноморья и Приазовья.

Логично предположить, что те ритуалы, священные обряды, которыми руководила жрица, носившая эту диадему, включали в себя и определённые состязания в память о тех состязаниях, которые когда-то Апи устроила между своими сыновьями.

А победители этих состязаний потом вполне могли поехать «поискать удачи» в состязаниях, скажем, проводимых в День реки Танаис или иных праздниках, проводимых в других греческих колониях. А, может, и в самих Олимпийских играх. Свидетельства участия варваров в таких состязаниях известны.