Образы танаисского пантеона – удивительное смешение множества культов варварского и греческого миров.

Многие из них теснейшим образом связаны с агонистической культурой Древней Греции. В первую очередь, такие, как Афродита, Артемида, Гермес, Аполлон, Великая Богиня …

Статуэтки этих богов часто находят в Танаисе.

Танаисская Афродита в одеянии сарматки держит в руках классические атрибуты богини – зеркало и яблоко.

Её образ был тесно переплетён с агонистическими традициями местных народов. Меотам, составлявшим значительную часть населения Танаиса было хорошо известно, что недалеко отсюда, в окрестностях Фанагории, на богиню напали гиганты. Она позвала на помощь Геракла, спрятавшись в пещере, «затем, принимая гигантов поодиночке, она отдавала своих врагов Гераклу» на расправу.


Бронзовая статуэтка Гермеса – бог юн, изящен, узнаваем, у него классические атрибуты: крылатые сандалии, плащ на сгибе левой руки, в правой кошелек с деньгами. Даже присущую ему стремительность сумел мастер передать в тяжелой бронзе, из которой отлит покровитель атлетов.…

Быстроногий бог - олимпийский покровитель и опекун спортсменов всех стран во все времена, начиная с первых олимпиад. Это он дает атлетам силу, а бегунам - выносливость...

Как и положено вечно юному олимпийцу, его биография насыщена столькими событиями и деяниями, что любому другому жителю Олимпа хватило бы на десяток жизней. Он сын верховного бога Зевса и плеяды Майи.

Едва родившись, Гермес увел у Аполлона его любимых коров, втащив их в пещеру за хвосты, чтобы направить следствие по ложным следам. А в знак примирения подарил покровителю муз лиру, получив взамен кадуцей - золотой жезл, который стал неизменным атрибутом вездесущего бога.

В Древней Греции статуи Гермеса устанавливались в палестрах и гимнасиях – олимпиец вместе с Гераклом был покровителем атлетов, богом красноречия и мудрости.

Известны агонистические празднества, посвященные Гермесу (Гермеи) во многих городах Северного Причерноморья.

Аполлон тоже отлит из бронзы; за плечами неизменный колчан с луком и стрелами, взгляд вдаль – возможно, за пущенной стрелой, на голове венок.

Бог света и солнца, предводитель муз. При всем многообразии его обязанностей, агонистика среди них одна из основных. Феб сияющий – одно из прозвищ бога.

Аполлон победил на Олимпийских играх в беге Гермеса, а бога войны Ареса одолел в кулачном бою. В честь победы Аполлона во время состязаний в пентатле (пятиборье) музыканты играли на пифийских флейтах, "так как флейта, - объясняет Павсаний, - посвящена Аполлону, а сам Аполлон был победителем в Олимпийских играх".

В некоторых районах Греции Аполлон покровительствовал отдельным видам состязаний, а в Дельфах он считался богом всякой агонистической победы. Здесь каждые четыре года устраивались Пифийские игры, где состязались не только атлеты, но и музыканты, поэты. По значению эти игры уступали только Олимпийским.

Культ Аполлона был широко распространен в Северном Причерноморье от Ольвии до Танаиса: святилища, храмы, изображения в мраморе, в бронзе и в керамике, чеканка серебряных драхм с его профилем или лавровым венком и монет в форме дельфинов, золотые венки со стилизованными листьями лавра…

Более того и сам Аполлон, как полагают, «родом из этих мест»  - северного Причерноморья

И уже в Греции, возможно, в гомеровский период (VIII в. до н.э.) Аполлон надел лавровый венок. Вместе с лирой и колчаном со стрелами он – атрибут бога, священные лавровые рощи окружали его храмы.

Лавр – священное дерево Аполлона. Теплолюбивое растение странным образом связывается в архаических мифах с Северным Причерноморьем, со страной гипербореев, где лавр ни в древности, ни сегодня произрастать не мог. Так мифогеографический адрес Аполлона повлиял и на происхождение лавра.

Позже сложился другой красивый сюжет о происхождении лавра. Влюбленный Аполлон преследовал нимфу Дафну, и она, спасаясь, попросила помощи у своего отца, речного бога Пенея, и он обратил дочь в лавровое дерево (лавр по-гречески «дафне»). Аполлон сделал лавр вечнозеленым, увенчал себя венком из его ветви в память о прекрасной девушке.

И такими же венками награждали победителей на Пифийских спортивных и музыкальных состязаниях (отсюда и современное название – лауреат – победителей, в основном художественных конкурсов и премий).

За лавровый венок состязались не только на стадионах, солдатам-победителям в древнем Риме вручали лавровые венки – он считался символом могущества, победы и мира, его чеканили на монетах. Отсюда выражения – почивать на лаврах», «пожинать лавры», то есть, пользоваться раз достигнутым успехом.

В искусстве античной и последующих эпох Аполлон, как и Гермес, всегда преисполнен силы, юности и красоты. Статуэтка, найденная при раскопках Танаиса, изображает бога с колчаном за спиной, полного достоинства и уверенности. Он только что выпустил золотую стрелу из своего серебряного лука и всматривается вдаль…

А на состязаниях в стрельбе из лука без благосклонности стреловержца Аполлона победить невозможно. Строки из античных гимнов:

Впрочем, ну кто не поет Аполлона? Что славить приятней?

В золоте весь он: плащ золотой, золотая застежка,

Лира, ликтийский лук и колчан - все золотом блещет,

Как и сандалий убор. Аполлон весь златом обилен...

Я же хвалить не устану метателя стрел Аполлона,

Сына Лето пышнокудрой, владыку с серебряным луком.

Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!

Терракотовая Великая Богиня даже в маленьком объеме небольшой скульптурки монументальна и величественна, как и положено быть богине, от которой зависит плодородие земли. Она сидит на троне, под ступнями ног скамейка, в руках хлебная лепешка и яйцо. Богиня в традиционном сарматском головном уборе – высоком калафе с покрывалом.

Её культ, соединявший в себе культы греческих Геры, Деметры, Афродиты и варварской Апи, был одним из самых главных и распространённых в северном Причерноморье и Приазовье и был связан с местной скифо-сарматской состязательной традицией.

Силен со стригилем.

Силены были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, в противоположность сатирам, с которыми их порой отождествляют, - демонов гор и лесов. Природа силенов представляет собой соединение, с одной стороны, животного, низменного, пьяного веселья и балагурства, с другой — серьёзного вакхического восторга, который проявляется в музыкальном творчестве и пророческом экстазе.

По одному из мифов Силен — сын Гермеса и нимфы. Он вскормил и воспитал Диониса, которого посвятил во все знания и искусства, научив, между прочим, виноделию и пчеловодству, и с которым жил в теснейшей дружбе.

Силен часто демонстрируя мудрость и большие, часто тайные, знания. С Силеном часто сравнивали Сократа – с одной стороны, из-за его непривлекательной внешности, с другой – из за его божественной мудрости.

Несомненна «демократичность» культа Силена, божества «второстепенного», далёкого от «небожителей» Олимпа. Поэтому найденная в Танаисе статуэтка Силена со стригилем очень необычна. Она позволяет говорит о большой демократичности, широкой распространённости состязательной культуры среди самых различных социальных групп.

За этим очень выразительным образом так и видится история о каком-нибудь гуляке-танаите, не лишённого хитрости и ловкости, который решил поучаствовать в коком-то состязании – может, «на спор» за пару кувшинов вина, - и победил в нём. И в благодарность за победу заказал статуэтку самому близкому себе по духу божеству, которому, как он полагал, был обязан победой.