Точной даты рождения спорт не имеет. Как и все выдающиеся открытия и достижения цивилизации: открытие огня, изобретение колеса, алфавита, возникновение ремесел, появление религии, искусства…
Поэтому происхождение спорта отнесли к области чуда и явление его объяснили божественным вмешательством… Да и жизнь самих богов была полна борьбы, состязательности. Он все были хорошими спортсменами.
Издревле существовало множество праздничных культов-посвящений в различных районах Греции, как сказали бы сегодня, региональных, местных праздников… Они проводились в разное время, у них общие организационные схемы, в их основе – культ массового, народного шествия, сопровождавшегося хоровым пением, танцами, маскарадом, включавший жертвоприношения, театральные постановки и – как обязательную программу – атлетические состязания.
Среди общеэллинских игр Олимпийские состязания были самыми древними и авторитетными.
Они регулярно проводились с VII в. до н.э., а списки победителей известны даже раньше – с 776 г. до н.э
Игры устраивались каждый четвертый год, в первое или второе полнолуние после летнего солнцестояния (июль-август).
По греческой легенде о происхождении Олимпиад учредителем Игр является Геракл – сын смертной женщины и бессмертного бога.
В Элиде царствовал Авгий, сын Гелиоса. У него было такое огромное количество стад быков и коз, что большая часть страны оставалась невозделанной из-за навоза. Вывезти его было задачей сверхчеловеческой. Но не к богам же обращаться. И Авгий попросил Геракла за десятую часть своего стада совершить подвиг – очистить страну от навоза. Герой выполнил эту работу в один день: предварительно прорыл канал от реки Алфея и течением реки смыл навоз в море. Но царь обманул – награды Геракл не получил. Через некоторое время вернулся в Элиду с войском и победил коварного Авгия.
В честь победы Геракл принес жертвы богам и посадил в долине Алфея рощу олив…
В мифе о появлении священной рощи в Олимпии история олимпийских игр тесно переплетена с гиперборейскими землями, к которым древние греки относили и территории современного Нижнего Дона и Кубани.
Геракл увидел в Олимпии каменистую пустынную землю и решил посадить здесь деревья. Он отправляется в земли, что «за спиной у ледяного Борея», увидел там деревья и «сладкое желание обуяло его посадить их вокруг ристалищ». Он умолил гипербореев «словами разума», получил деревья и принес в Олимпию в святилище Зевса «бледную красу олив». Так появилась священная роща деревьев, ветви которых «осеняют мужей и венчают их подвиги»…
Геракл посетил Гиберборею ещё раз, совершая свой десятый подвиг
Совершая свой десятый подвиг, Геракл добывал стадо быков, принадлежавших великану Гериону. Герой одолел страшного трехтелого, многорукого и многоногого гиганта и возвращался домой на колеснице, погоняя упрямых быков. Путь пролегал через неведомые холодные земли на окраине Ойкумены. Здесь текли полноводные, невиданные им прежде реки: Гипанис, Борисфен, Танаис. Потоки их столь велики, что, по-видимому, только Океан, опоясывающий Ойкумену, питает их истоки, иначе они давно бы иссушили землю… Здесь Геракла настигла зима. Решив передохнуть, он выпряг коней из колесницы, отпустил быков пастись, закутался в львиную шкуру и крепко уснул. А пробудившись, он не обнаружил коней – они были таинственным образом похищены «по божественному предопределению» – уточняет Геродот, который приводит эту легенду на страницах «Скифского логоса» – одной из книг его знаменитой «Истории», перечисляя версии о происхождении скифов.
Геракл отправляется на поиски. Обходя заснеженную страну, он встретился со змееногой богиней – владычицей этих земель. Изумившись ее облику, он спросил, не видала ли она коней.
- Кони у меня, – отвечала богиня. – Но я их верну только после того, как ты разделишь со мной брачное ложе.
Геракл, согласившись, остался. Богиня долго откладывала возвращение коней, желая как можно дольше жить в супружестве с Гераклом. Наконец, вернув коней, она сказала:
- Я сохранила для тебя этих коней, забредших сюда, а ты дал мне награду: ведь у меня от тебя родится три сына. Скажи, что сделать, когда они станут взрослыми?
- Я оставляю тебе лук и пояс с золотой чашей - отвечал Геракл. – Когда сыновья вырастут, пусть каждый из них попробует подпоясаться этим поясом, натянуть тетиву и выстрелить из лука. Того, кто сумеет это сделать, оставь царствовать в стране…
Пояснив богине, как натягивать лук, накладывать стрелу и застегивать пояс, Геракл удалился.
Прошло время, родившиеся сыновья возмужали, мать дала им имена: Агафирс, Гелон и младшему – Скиф. А затем, положив перед ними лук со стрелами и пояс с золотой чашей, предложила состязаться. Старший и средний сыновья не смогли ни натянуть тетиву лука, ни подпоясаться. Выполнил задачу лишь младший, Скиф. «И от Скифа, сына Геракла, произошли нынешние цари скифов, – добавляет Геродот. – А из-за этой чаши скифы и поныне носят чашу на поясе…»
И как замечательную достопримечательность, скифы показывали в скале у реки Тираса (Днестр) сохранившийся на поверхности скальной плиты след Геракла длиной в два локтя.
Археологи считают, что сюжет знаменитой золотой вазы из Куль-Обы иллюстрирует легенду о состязании трех братьев.
Таким образом, история состязательной культуры и спорта на территории нашей страны начинается с легендарного состязания трех братьев, которое произошло в то же время, когда в Греции зарождались Олимпийские игры.
Вдоль Священной дороги, проложенной у оливковой рощи Гераклом были установлены шесть двойных алтарей: Зевсу и Посейдону, Гере и Афине, Гермесу и Рее, - которым участники состязаний приносили жертвы, чтобы вызвать их благосклонность.
По всей территории святилища между храмами и алтарями стояли статуи олимпиоников, каменные плиты с именами победителей, посвятительные стелы и плиты с текстами, напоминавшими об олимпийских правилах и привилегиях.
Каждые четыре года сообщение об Олимпийских играх, как стрела Аполлона, облетали через глашатаев Грецию, останавливая вражду и войны. Вчерашние враги на поле боя, сегодня в долине Алфея состязались за право стать самыми сильными, быстрыми и ловкими в Элладе. Священное перемирие соблюдалось даже в трудное для страны время. Когда в 480 г. до н.э. персы вторглись в Грецию, Олимпийские игры не были отменены. К царю персов Ксерксу привели нескольких греков. Царь спросил, что делают теперь эллины. Греки отвечали, что эллины проводят олимпийский праздник, смотрят атлетические соревнования и конные состязания. «Какая же награда назначена состязующимся за победу?» – спросил перс. «Венок из оливковых ветвей…». Один из знатных персов, услышав, что не деньги, а простой венок служит высшей наградой, сказал своему повелителю: «Против кого ты ведешь нас в бой! Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!».
Победа в Олимпии имела абсолютное значение, причем не только в момент триумфа, но и много лет спустя, как золото, она не тускнела от времени
А сколь велика была общественная значимость побед на играх: олимпионики становились общегреческими национальными героями независимо от гражданства.
Олимпийские игры – редчайший случай в истории, когда социальная идея реализовалась в законченной форме, причем в столь совершенной, что, по-видимому, перспективы развития современного спорта еще надолго будут связаны с возрождением забытых традиций олимпизма, обычаев народной физической культуры.
Более ста лет назад мир возродил Олимпийские игры. И они прижились, как та ветвь священной оливы, принесенная Гераклом с земли гиперборейцев в Олимпию.
Идея олимпизма по-прежнему на вырост миру, как будто мы за две с половиной тысячи лет от первых олимпиад так и не смогли соответствовать их идее и по содержанию, и по форме: греки умели останавливать войны на время состязаний, а простая оливковая ветвь из рощи Алфея воспринималась олимпиониками как божественная награда…
Мы три тысячелетия живем в мире, пронизанном греческой идеей. Наверное, и будущее будет обращаться к этому феномену, перенося из прошлого в настоящее идеи красоты, бескорыстия, благоговейного отношения к жизни.
Существует множество теорий и гипотез, объясняющих феномен олимпиад, обычно на уровне предположения. Может быть, все дело в особенности религиозного культа, в возвышенном, жизнеутверждающем оптимизме обрядов – качество, отличающее религию Греции от предшествовавших ей религий, да и последующих тоже. Возможно, все дело в озарении, в понимании, что сущность человеческих отношений с миром – это диалог. Как два зеркала, обращенные друг к другу, в пространстве диалога человек многократно отражается в другом человеке, который в свою очередь отражает его столь же многократно.
Оптимизм и осознание жизни как праздника красоты и силы, агональный смысл жизни, который сегодня мы можем чаще видеть в игровых импровизациях детей. Мирная состязательность за столетия, предшествующие описанию их Гомером, сформировалась в систему священных обрядов, игр, ритуалов, отличавшихся в принципе в разных районах Ойкумены лишь именами богов, которым они посвящались.
Удивительное и, в общем-то, редкое для истории цивилизации чувство оптимизма.
Наверное, ближе всего к объяснению те историки и философы, которые определяют греческий период европейской культуры как греческое чудо… Этим чудом пронизаны и светлая архитектура, и живопись, и литература, и философия, и спорт с их общим кредо: «Познай самого себя!». Познай и преодолей! Преодолей границы твоих сегодняшних возможностей! Стань совершеннее! Хотя бы чуть-чуть!
И будем помнить, что Юг России – один из регионов планеты, который одним из первых соприкоснулся с этим чудом.