Среди экспонатов выставки «Сокровища донских степей» особо выделяется золотая обивка горита – колчана для лука.


Его ценность не только в том, что это уникальный памятник античных мастеров Причерноморья и Приазовья.  Для нас он важен тем, что демонстрирует несомненное глубокое проникновение агонистической, состязательной, культуры Древней Греции в культуру меотского и скифо-сарматского населения.

В окружении нескольких декоративных фризов, где представлены растительные мотивы и сцены борьбы фантастических животных, в центре горита расположены два центральных фриза с рядом последовательных сцен с участием людей, связанных одной сюжетной линией.

Этот сюжет – миф об Ахилле.

Когда в Древней Греции хотели сказать о силе и быстроте, произносилось имя Ахилла. Эпитеты его в мифологии: быстрый, стремительный, быстроногий, крепконогий, быстронесущийся...

Он главный среди героев "Илиады". Он любимец автора – именно строками об Ахилле начинается поэма: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..." А вот как описан бег Ахилла в поэме:

"Бурный как конь в колеснице, всегда победительный в беге,

Быстро несется к мете, расстилаясь по чистому полю,

Так Ахиллес оборачивал быстро могучие ноги".

Ахилл в память погибшего друга Патрокла устраивает игры из шести видов состязаний: гонки колесниц, кулачный бой, борьба, бег, метание диска, стрельба из лука. Это древнейшие описания агонистических игр.

Композиция рельефа сложна и выполнена с удивительным мастерством. На поверхности размером чуть более книги мастер с каким-то особенным ощущением свободы и легкости отобразил судьбу героя от рождения до гибели...


Вот юного Ахилла обучают стрельбе из лука; в средней части фриза хитроумный Одиссей обнаруживает героя в доме царя Ликомеда на острове Скирос, куда спрятала его мать, зная о том, что если сын примет участие в битве под Троей, он погибнет. Мать любила сына. И, понимая, что бессмертия для него она не вымолит у неба, она хотела оградить его от опасностей на земле. Переодетый в женское платье, Ахилл жил среди царских дочерей и научился ткать и прясть… Одиссей под видом купца с различными товарами приезжает на остров, раскладывает товар, среди которых был и меч. И в момент торговли Диомед протрубил в боевой рог. И дух Ареса, бога войны, овладел Ахиллом; он сбрасывает женские одежды, хватается за рукоятку меча. Одиссей удерживает его руку… Слева от Одиссея Деидамия – дочь Ликомеда и возлюбленная Ахилла, рядом жена царя Ликомеда – она держит на руках внука Неоптолема, сына Ахилла.

Следующая сцена – проводы Ахилла под Трою. Ахилл полулежит в дорожном одеянии – гиматии, напротив его царь Ликомед и в отчаянии всплеснувшая руками Деидамия – она знает о пророчестве: Ахилл погибнет под Троей.

В нижней части фриза – продолжение сцены проводов: в центре объятая печалью царица-мать с дочерьми.


Далее в правой части фриза сцена примирения Ахилла с Агамемноном под Троей: на троне царь Агамемнон – предврдитель греков, далее Диомед, уступавший храбростью и силой только Ахиллу. В центре Ахилл, он держит поножи – наколенники. Слева – Одиссей. Рядом знаменитый щит, выкованный Гефестом:

И завершает фриз печальная фигура Фетиды, «среброногой» матери Ахилла. Она уносит урну с прахом сына.

В мировом искусстве Ахилл - один из самых ранних образов, в которых воспета мудрость сознательно идущего на подвиги героя. Он – герой свободного выбора. Рок обозначил его судьбу, но пути к финишу он выбирает сам. Не случайно для Александра Македонского он – образец для подражания. Позднее, уже в славянском эпосе, мотив выбора подвига ради высоких идеалов найдет продолжение в образах богатырей русских былин.