В 1913 году казаки хутора Недвиговки, выбирая камень из стен древнего Танаиса, нашли мраморную стелу. Казаки знали, что за необычные находки в Новочеркасске можно получить хорошие деньги. Стелу не бросили на подводу, свозившую камень к баржам на берегу Мертвого Донца, а отвезли в Новочеркасск. С тех пор она в экспозиции музея донского казачества. Стела небольшой высоты – 74 см, и в ширину чуть более 20. В верхней части рельеф: всадник перед алтарем с пылающим огнем, за алтарем дерево. У всадника длинные волосы и борода, в правой руке ритон – атрибут власти. Под рельефом 25 строк на греческом языке: "В царствование царя Тиберия Савромата, друга цезаря и друга римлян, в год 401 справляющие день Танаиса в месяце апеллее, во главе с жрецом Зеноном, сыном Эрота, синагогом Гаем, сыном Харитона, филогатом Никостратом, сыном Никострата, Евпором, сыном Макара...", – и далее перечисляются рядовые участники религиозного союза, празднующего "день Танаиса".

401 год боспорской эры – это 104 год н.э. Месяц апеллей приходился на летний период: конец июля – начало августа. Торжественно отмечающийся день посвящен богу реки Танаис – сыну Океана и титаниды Тетис. Памятник редкостный, уникальный, загадочный во многом, хотя о нем написаны десятки научных исследований.

В древнем Танаисе как через увеличительное стекло концентрировалась культура с огромного пространства тогдашнего мира, медленно переплавляясь в сплав нового времени.

Праздник реки Танаис был, по-видимому, важнейшим событием в жизни города. Из текста следует, что он отмечался в 89-й раз, значит, праздник имел свои традиции, символы, обряды. Праздник был общегородским: для его организации создавался своего рода общественный комитет высших должностных лиц, определявших программу и порядок его проведения.

Праздник – это вырвавшаяся на волю повседневность. Пространство праздника наиболее открыто, демократично, по коммуникативности оно несравнимо ни с рынком, ни с храмом. Участие в празднике – это приобщение к обычаям, которые внешне могут показаться чужими, но в захватывающем массовом действе праздника  – игры, костюмов, музыки, ритма – сюжеты оказываются в первооснове знакомыми, общими, как будто сама атмосфера праздника пробуждает дремлющую глубинную память.

В событии участвовали представители всех религий – ведь в образе Бога Высочайшего, изображенного на стеле, отразились черты и эллинских, и скифо-сарматских, и иудейских представлений...

Такая же этническая пестрота – греческих, римских, иранских, фракийских, семитских имен – и в надписях Танаиса. Уже античные авторы выделяли жителей города в особую этническую группу – танаитов.

Почему на стеле верховное божество на коне?

Всадник – древнейшая мифологическая традиция представления о высшем существе. Вначале конь символизирует солнце, облака, ветер – так было в индийских, скандинавских, славянских, греческих и других мифах. Затем конь – символ мира и вечности. Жертвоприношение коня в скифских и славянских погребальных обрядах – это не просто способ облегчить соплеменнику путешествия на том свете. Мир в образе коня остается с погребенным и для него ход времени не прерывается, но становится иным, не дискретным...

В Ветхом Завете конные упряжки Бога – не однажды встречающийся образ. Небесные силы уподобляются коню или колеснице – огненные кони и колесница Илии и четыре апокалиптических всадника.

Каким был этот первый народный праздник на территории нашей страны? Праздник, имеющий точную дату, а главное, столь символический документ – мраморную стелу.

Жертвоприношения, шествия, игры, состязания имели универсальный характер, общий для всего античного мира до самых окраин, хотя, конечно же, в деталях они могли иметь различия, порой весьма существенные.

По греческим традициям праздник начинался с религиозных обрядов – жертвоприношений, огонь на алтаре тому свидетельство.

Затем торжественная процессия из храма направляется к южным воротам. В центре шествия танаиты несут небольшой корабль – уменьшенную копию торгового судна. Он установлен на длинные весла, снятые с военных триер, концы весел держат на плечах самые крепкие из мужчин. На мачте корабля красочный парус с изображением божества реки Танаис – его выткали танаитянки в одном из храмов города. За воротами к шествию присоединяются жители округи Танаиса. Их поселения тянутся вверх по реке вдоль ее правого берега. Им тоже необходимо снискать милость божества на следующий год.

У реки корабль опускают на прибрежный песок кормой на воду, прилаживают сходни к обоим бортам и широким деревянным настилом соединяют их на самом корабле. Под благодарственные молитвы жрецов корабль загружают дарами.

Последним на корабль поднимается жрец, окропляет кровью принесенного в жертвы барана терракотовый алтарь на корме и произносит последние молитвы.

Остаются на корабле двое гребцов, рулевыми веслами с кормы направляют судно в фарватер, и по течению медленно движутся они к заливу. Шествие горожан сопровождает корабль по берегу.

На стыке реки и моря гребцы бросают каменный якорь в воду, останавливая корабль.

Гребцы открывают люки в днище и вплавь добираются к берегу. А корабль с дарами погружается в воду.

Вдруг парус наполнился легким ветром, лик бога с него оглядел пространство и исчез в солнечном блеске мелких волн. Медленными кругами парит над опустевшей поверхностью реки и моря степной коршун. Благоприятный знак! Жертва принята, город и округа будут жить спокойно...

Праздник продолжался Танаисскими агонами – спортивными играми. Скорее всего, они проходили на территории, прилегающей к городу с запада. На высоком морском берегу здесь протянулись загородные усадьбы, припортовые сооружения, севернее, в степь – некрополь: во всем античном мире предки – непременные заочные участники празднеств и игр.


Виды состязаний вряд ли отличались от тех, что были приняты в городах Греции и Боспора. Но все же, как сказали бы сегодня, приоритетными были стрельба из лука, метание копья, бег, конные состязания. Ведь каждый гражданин Танаиса должен уметь быть готовым в случае опасности поразить врага с высоты оборонительных стен стрелой или копьем, в полном вооружении преследовать его или сразиться в конной стычке. Без тренировок и всесторонней закалки защитить город было бы трудно, тем более, что помощь в случае опасности подоспеет не скоро: города Боспора друг от друга отделяли сравнительно большие расстояния, а чтобы перебросить морским путем воинов из Пантикапея или Горгиппии, требовалось время.

Высочайший бог танаитов восседает на коне. Значит, лучший способ привлечь внимание божества – это конные состязания. Возможно, в округе Танаиса и не было ипподрома, но ровная степь за воротами северной стены вполне могла заменить его, достаточно расставить меты и отмерить расстояние.

Праздник реки – значит, обязательны и состязания кораблей. Их можно было наблюдать с высоты юго-западной башни и стен: с запада береговая линия дугой подходила к городу, образуя перед устьями двух рек, впадающих в море, обширную бухту – удобные места для старта кораблей.

Пока не найдено в Танаисе агонистических каталогов победителей. Но они обнаружены в других городах Боспорского царства, составлявших вместе с Танаисом единое экономическое и культурное пространство.

Завершались празднества театральными постановками.

Во все времена у всех народов театр – это форма сохранения коллективной памяти. Он может быть религиозным действом или спортивным состязанием – а спорт, бесспорно, самый массовый вариант театрального спектакля.

По-видимому, открытие археологами театра в Танаисе – дело ближайшего будущего. Основания для этого есть – при раскопках уже обнаружены терракотовые куклы-марионетки, театральные маски – персонажи культовых мистерий. Актер без маски не мог изображать богов – такое перевоплощение могло обидеть олимпийцев и навлечь неприятности не только на лицедея, но и на зрителей.

При отсутствии письменности только театр, религия, праздник, зрелище, спортивные состязания – составлявшие в древности единое целое – могли сохранить, довести до совершенства образы и сюжеты народной культуры.